РИА РБК

Главная / Грузоперевозки скоропортящихся грузов

Грузоперевозки скоропортящихся грузов

Перевозка скоропортящихся грузов автомобильным транспортом Скоропортящимся (срочным) является специальный груз, пригодность для конкретной цели или состояние которого может ухудшиться в связи с такими факторами, как нежелательные изменения температуры, влажность или задержка в доставке. В этом случае требуется срочная доставка груза, поскольку срок хранения некоторых грузов, даже при особых условиях, истекает очень быстро.

К скоропортящимся грузам относятся:

- продукты растительного происхождения: овощи и фрукты, ягоды, плоды цитрусовых;
- продукты животного происхождения: мясо животных и птиц, рыба и морепродукты охлажденные и копченые, яйца, в том числе инкубаторные, икра;
- продукты переработки: масло, жиры, замороженные фрукты и овощи, колбасные изделия, консервы, мясопродукты, сыры, молочные продукты;
- живые растения, цветы, саженцы, клубни, семена;
- живой рыбопосадочный материал: мальки, сеголетки, живая икра;
- кровь консервированная, вакцины, сыворотки, медицинские и биологические препараты, живые человеческие органы, замороженные эмбрионы.

По способу температурной обработки скоропортящиеся грузы подразделяются на пять групп:

- Свежие . Такие грузы не подвергают обработке, способной изменить их естественное состояние;
- Охлажденные . Грузы с температурой от -6 до +4 О С;
- Замороженные . Грузы с температурой от -7 до -17 О С;
- Глубокозамороженные . Грузы, охлажденные до -18 О С и ниже;
- Подогретые . Грузы с температурой выше окружающего воздуха.

Основную часть скоропортящихся грузов, предъявляемых к перевозке, составляют продукты питания, которые включают в себя: мясо, мясные и колбасные изделия, рыбу и морепродукты, консервы, молочную продукцию, хлебо-булочные изделия (выпечку), кондитерские изделия, фрукты, овощи и др.

Спецификой перевозки скоропортящихся грузов рефрижераторами и «термосами» (изотермическими фургонами) является строгое соблюдение сроков доставки и температурного режима. Так, свежие фрукты и овощи (кроме бананов и ананасов) при нахождении в пути не более 6 часов могут перевозиться в весенний, летний и осенний периоды при температуре не ниже 0°С.

Соблюдение температурного режима в рефрижераторе, в купе со скоростью доставки особенно важно при перевозке таких грузов на дальние расстояния ( 1000 км и более), так как для основной массы скоропортящихся грузов ( перевозка продуктов питания и медикаментов) санитарными нормами и правилами установлены сроки хранения, исчисляемые с момента их изготовления.

Температурный режим транспортировки грузов устанавливается индивидуально, в соответствии с правилами перевозок скоропортящихся грузов и видом самого груза.

Особое внимание при перевозке скоропортящихся грузов рефрижераторами следует уделить таре и упаковке. Типы тары и упаковочных материалов должны соответствовать требованиям стандартов и технических условий. На упаковке должна быть нанесена соответствующая маркировка, указывающая на характер и свойства перевозимого скоропортящегося груза, а также способы манипулирования им.
Для этого применяются следующие знаки (согласно ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов»):

Скоропортящийся груз.

Груз при транспортировании и хранении не может находиться под влиянием высокой или низкой температуры и для защиты груза требуются соответствующие мероприятия (искусственное охлаждение или нагревание, проветривание и др.). Знак наносят на грузы, которые транспортируют в соответствии с правилами перевозки скоропортящихся грузов, установленными транспортными министерствами .

Боится сырости (беречь от сырости).

Применяется, например, для изделий из бумаги (газеты, журналы, картон); сыпучих грузов в водопроницаемой упаковке (сахар, соль) и др.

Беречь от солнечных лучей (от нагрева)

Применяется для грузов, подверженных порче при высоких температурах, при действии прямых солнечных лучей и т.п.

Ограничение температуры.

Указывается д иапазон температур, при которых следует хранить груз или манипулировать им.

Кроме того, перевозимые в одном автомобиле скоропортящиеся грузы должны быть совместимы друг с другом, то есть один груз не должен оказывать неблагоприятного воздействия на другой в силу своего специфического запаха, состояния. Так, не допускаются к совместной перевозке с другими продуктами следующие грузы: рыба, замороженная и охлажденная; рыба соленая, копченая; икра; сухая и копчено-вяленая рыба и сухие рыбные концентраты; мясо охлажденное; мясокопчености и копченые колбасы; сыры всех видов; овощи с резким запахом (лук, чеснок); дрожжи хлебопекарные, маргарин.

С целью сохранения свойств и качеств скоропортящихся грузов их перевозка осуществляется в специализированном подвижном составе - изотермических и рефрижераторных автомобилях (полуприцепах) грузоподъемностью от 1,5 до 25 тонн и объемом от 10 до 92 м 3 .

Теплоизолированные фургоны предназначены для перевозки скоропортящихся грузов (пищевых продуктов, медикаментов) и товаров, требующих хранения в строго определенных условиях. Основное отличие этого типа полуприцепа заключается в конструкции стенок, которая позволяет сохранять определенную температуру.

Теплоизолированные фургоны для перевозки скоропортящихся грузов бывают двух видов: изотермический полуприцеп и рефрижератор. Разница между ними заключается в методе поддержания температурного режима. Изотермический полуприцеп работает по принципу термоса, т.е. в него загружаются продукты, уже имеющие необходимую температуру (чаще всего замороженные) и перевозятся на относительно небольшие расстояния, в зависимости от времени, в течение которого фургон способен сохранять заданную температуру.

Рефрижератор имеет одно конструктивное преимущество - морозильную установку. Это увеличивает диапазон доступных температур и позволяет осуществлять перевозку на большие расстояния.

И в изотермических фургонах и в рефрижераторах используют одни и те же виды утеплителей:

Изотермические кузова позволяют поддерживать заданную температуру в течение длительного времени, а рефрижераторные - изменять её.

В изотермических фургонах температура -18 °С поддерживается при температуре окружающей среды не выше +30 °С и используются они при температуре воздуха от -35 до +40 °С. Конструкция отличается наличием теплоизоляционного слоя (40 - 100 мм ), в качестве которого используется пенопласт, пенополистерол или пенополиуретан.

В рефрижераторах температура устанавливается от -25 до +20 °С и постоянно поддерживается.

При необходимости перевозки грузов с различным температурным режимом, дополнительно может устанавливаться передвигаемая по длине кузова изолирующая разделительная стенка, благодаря которой обеспечивается поддержание различной температуры в двух зонах кузова полуприцепа.

Встроенный микропроцессорный контроллер обеспечивает автоматическое регулирование и самодиагностику, что значительно облегчает задачу перевозчику. А испаритель, который имеет удобную плоскую форму, экономит место в кузове.

Согласно правилам перевозки скоропортящихся продуктов ATP Europe, рефрижератором является транспортное средство с изотермическим кузовом и холодильным агрегатом, который позволяет, при средней температуре окружающей среды + 30C понизить и поддерживать температуру внутри пустого кузова следующим образом:

Класс А : рефрижератор, оснащённый холодильным агрегатом, поддерживающим температуру между + 12C и 0С включительно
Класс В : рефрижератор, оснащённый холодильным агрегатом, поддерживающим температуру между + 12C и -10С включительно
Класс С : рефрижератор, оснащённый холодильным агрегатом, поддерживающим температуру между + 12C и -20С включительно

При сертификации рефрижератора используются следующие отметки идентификации:

Нормальный рефрижератор класса А - FNA
Усиленный рефрижератор класса A - FRA
Усиленный рефрижератор класса B - FRB
Усиленный рефрижератор класса C - FRC

Современные фургоны-рефрижераторы изготавливаются из сэндвич-панелей, что позволяет уменьшить массу автомобиля (следовательно, взять больше груза), обеспечивает герметичность и надежную теплоизоляцию. В качестве обшивки обычно применяется сталь, алюминий или пластик. Двери открываются на 270°, а для удобства еще и фиксируются.

Изотермические фургоны обычно используются для перевозки продуктов (перевозка овощей, фруктов, алкогольных и безалкогольных напитков), не требующих глубокой заморозки (перевозка рыбы, мяса, колбасы, полуфабрикатов).

Сотрудники транспортно-экспедиционной компании «КазТрансАвто» всегда готовы организовать перевозку Ваших скоропортящихся грузов, продуктов питания, в том числе овощей и фруктов. Постоянными клиентами нашей компании являются, многие производители и переработчики овощей, фруктов и продуктов питания г.Казани, Республики Татарстан и других регионов России. Круглогодично осуществляется перевозка лука, картофеля, моркови, а также консервации.